Глава 1. VACUUM перед VACUUMом (зарождение и название группы)
Первые упоминания о VACUUMе можно встретить в 1994 г. на вкладыше диска "Army Of Lovers" "Glory Glamour and Gold". Несколько немного необычных для стиля "Army Of Lovers" песен были спродюссированы группой товарищей, скрывшихся под интригующим названием VACUUM.
Однако в то время VACUUM был не той группой, которую мы привыкли знать теперь. Тогда он состоял всего из двух участников - Александра Барда и Андреса Воллбека. Они оба писали песни для "Army Of Lovers", но в какой-то момент они устали от этой группы и решили создать что-то новое, более эстетичное и
отражающее 21 век. И тут перед ними во весь рост встала неразрешимая проблема: музыканты, которые способны играть и петь живьём, занимали первое место в концепции будущего проекта, а поскольку ни у Александра, ни у Андреса не было времени искать таких людей в 1994, песни, написанные для VACUUM, были использованы "Army Of Lovers". Они были записаны с приглашённым вокалистом Васой (Vasa) из Big Money, и стали хитами в Швеции и не только. Нужно заметить, что после этого Васа принимал участие в основанном VACUUMе, написав несколько песен (например, Illuminati - см. рубрику "Songs Credits" для дополнительной информации).
Что же касается названия группы - VACUUM: сначала Александр и Андрес решили назвать группу Vacuum Cleaner (т.е. Пылесос), руководствуясь идеей "очищения" от поп-музыки, однако после они решили назвать будущий проект просто VACUUM, т.к. это звучало более подходяще и указывало на
прогрессивный стиль, связываясь с наукой в
сознании аудитории. Или, может быть, они предвидели, как трудно будет найти что-нибудь о группе с названием "Пылесос" в Интернете для бедных фанатов. Шутка :)
Глава 2. Заполнение VACUUMА (или Александр Бард пробует себя в качестве вора)
Официальной датой рождения VACUUMа является осень 1996. Именно тогда Александр покинул "Army Of Lovers" и стал искать таланты для будущего проекта. Его поиски увенчались успехом на одной из вечеринок в клубе, где Маттиас Линдблом выступал со своей группой "Ceycamore Leaves". Александр подумал, что человек приятной наружности и с таким мощным вокалом будет очень кстати там, где сможет проявить свои данные в полной мере - т.е. в проекте VACUUM. Поэтому он пригласил его в студию, и
после прослушивания украл Маттиаса из его группы (готовившейся подписать контракт с некой рекорд-компанией), чтобы сделать вокалистом и "лицом" VACUUMа.
Далее на одном из ТВ-шоу Александр познакомился с Мариной Шипченко. После продолжительной беседы Александр сообразил, что Марина очень подошла бы для будущего проекта, тем самым разнообразив его чисто мужской состав.
А когда он узнал, что Марина играла на клавишных на протяжении почти 15 лет, все было решено: Александр опять-таки украл её из её собственной группы
"Page", чтобы сделать клавишницей VACUUMа.
Теперь VACUUM был заполнен участниками, и они вместе с Андресом Воллбеком стали работать…
Глава 3. VACUUM периода первого альбома (1996-1997)
VACUUM начал свою кампанию по завоеванию мира с сингла "I Breathe", выпущенного перед альбомом. Сингл стал супер-хитом в Швеции и в Европе, а видеоклип "I Breathe" был назван лучшим видео 1997. Шведские ТВ каналы, такие как ZTV, TV4, TV3, включали его в сетку музыкальных программ и охотно приглашали VACUUM на интервью.
Вышедший после этого альбом "The Plutonium Cathedral", где VACUUM использовал оркестровые аранжировки и оперные решения, сделал свой вклад в синтез-поп и музыку новой волны.
Как мы видим, промоушн у VACUUMа был серьезный, и результаты не заставили себя долго ждать: популярность группы росла, а публика требовала живых выступлений, которые вскоре и начались. На этих выступлениях VACUUM следовал концепции минимализма, и участники группы почти не двигались на сцене.
Однако концепция VACUUMа предполагала и какой-то определённый стиль имиджа. Поэтому они пригласили дизайнера из Лондона, которая разработала идею их черной стильной одежды, длинных чёрных ногтей и макияжа (см. фотографии в Photogallery).
Следующий сингл "Pride in My Religion" принёс группе ещё большую популярность, и VACUUM начал свой первый тур по Европе.
Глава 4. VACUUM в Интернете
Одним из показателей уровня популярности группы является наличие материалов о ней в Интернете. О VACUUMе материалы стали появляться там в 1997-1998 гг. Первым часто обновляемым сайтом, начатым, чтобы сообщать новости о группе, стал смешанный сайт "Army Of Lovers" и VACUUM Дэвида Хаглунда. В середине весны 1998-ого компания Александра Барда Tralala Records открыла официальный лист рассылки для фанов VACUUMа, который позже был переименован в VacuumNet и администрировался (и администрируется) Дэвидом Хаглундом. Затем вышеупомянутый Дэвид открыл Вебринг VACUUMа - кольцо сайтов, посвящённых группе. Так что, как
видим, Дэвид внёс свой вклад в продвижение VACUUMа в Интернете.
Также следует отметить сайт vacuum.fem.ru (vacuum.org.ua в настоящее время), как очень информативный, богатый и полезный ресурс.
В 1999 году, наконец, появляется и официальный сайт группы, который, к большому сожалению, исчез вместе с
перерывом VACUUMа в творчестве, так и не выйдя с состояния реконструкции.
С другими сайтами, начатыми в тот период, вы можете ознакомиться самостоятельно, посетив
Вебринг VACUUMа.
Глава 5. VACUUM в период второго альбома (1998)
Новый, 1998 год, начался для VACUUMа с релиза сингла "Tonnes Of Attraction" и с обещаний выпустить второй альбом. В то время VACUUM добился огромного успеха в Италии, где была выпущена песня Tin Soldiers на CD сборке для радиостанций (после это трансформировалось в ложный слух о сингле Tin Soldiers). Также в феврале VACUUM выступил на ТВ, представив публике вторую песню из своего нового скоро выходящего альбома - Satyricon. Месяцем позже фаны получили макси-сингл "Tonnes Of Attraction", но по некоторым причинам альбом всё ещё задерживался.
VACUUM интервьюировали различные ТВ-каналы и музыкальные издания, и, наконец, небольшая заметка о группе дошла до США, появившись в популярном журнале Billboard. Новый клип "Tonnes Of Attraction" успешно крутился на MTV, и VACUUM пригласили принять участие на фестивале SEMA (Swedish Electronic Music Awards).
Несколькими месяцами позже VACUUM выпустил новый промо-сингл "Let The Mountain Come To Me". Потом группа уехала в турне, и, наконец, добралась до Восточной Европы, посетив Россию, и прочно обосновавшись в
чартах. Вернувшись в Швецию, группа решила выпустить долгожданный второй альбом, однако после они решили записать новую версию "Seance At The Chaebol", чтобы выпустить именно её.
Таким образом VACUUM стали перезаписывать старую версию, которая была уже закончена и готова к выпуску.
Вакуумцы приложили массу усилий, чтобы сделать "Seance At The Chaebol" как можно лучше, так что некоторые песни переписывались по несколько раз, что в какой-то степени объясняет задержку альбома. Также VACUUM собирался поместить новый трек "Icaros" вместо бонуса "Science Of The Sacred". Большое влияние на решение перезаписи альбома оказали новые со-продюссеры VACUUMа - Дэвид Поп, Макс Мартин и Якоб Шульц (известные продюссированием Ace Of Base, E-type, Backstreet
Boys). Они посоветовали сделать ремэйк старой версии Icaros и некоторых других песен (Culture Of
Night, Power). Поэтому альбом не содержал оркестровых аранжировок, которые были так популярны в первом альбоме, и было ясно, что группа дала крен в сторону поп-музыки. Однако глубокий смысл текстов сохранился.
Именно тогда проявились первые проблемы со Стокгольм Рекордз, рекорд-компанией VACUUMа (о них написано ниже).
Так что несмотря на все усилия, ни одна из версий альбома "Seance At The Chaebol", ни старая, ни новая, официально не вышли в Швеции и Скандинавии. Только некоторые страны (например, Россия) смогли выпустить и распространять первую версию Seance At The Chaebol (без Icaros и ремэйков). Наибольший успех альбом получил в России, поэтому часто его называют также "Русским альбомом". Но популярность в Восточной Европе имела обратную сторону для VACUUMа: группа столкнулась с аудио пиратством.
Глава 6. VACUUM и аудио пиратство
Как мы знаем, аудио пиратство широко распространено в Восточной Европе, но VACUUM об этом и не подозревал, пока не приехал в Балтику с концертами. Группа никак не могла понять, как она может быть популярной там, где было продано всего несколько десятков официальных альбомов. Ситуация была очень тяжёлой, особенно в России и на Украине, где было продано около 8 млн. пиратских копий альбомов и различных сборок.
Теперь мы возьмём на себя смелость
подсчитать чужие деньги. Пиратская копия
диска (в зависимоти от оформления и
наглости) стоит от 2 до 5 долларов. Берём
среднюю цифру - 3,5 у.е. за штуку, и умножим её
на 8 млн. копий. Получаем 28 000 000 долларов,
осевших, конечно же, не в вакуумских
карманах.
Да, благодаря аудиопиратству VACUUM стал очень популярен, НО получил существенный удар по
материальной базе, и, может быть, поэтому вступил на чёрные страницы своей истории.
Глава 7. VACUUM без Александра Барда (или чёрная страница номер
1)
1999 год начался для VACUUMа с ухода Александра Барда. Он всё более интересовался своим новым проектом Альказар и попутно писал книгу, поэтому времени и, возможно, интереса на VACUUM у него не оставалось. Чтобы заменить Александра в музыкальной части, были приглашены 2 музыканта, ездившие с VACUUMом на гастроли и игравшие на клавишных.
В таком составе группа совершила свой тур
по Восточной Европе, посетив Украину в
марте 1999 г. и Россию. Несмотря на все заверения Маттиаса и Марины для прессы, что "Александр остаётся частью VACUUM и продолжает помогать им с музыкой и текстами, но только в студии", это была неправда, ибо после 1999 Александр не написал ни строчки и ни ноты для группы. Поэтому сразу же стал ощущаться некоторый недостаток материала для последующего творчества,
потому что новый творческий и
перспективный альянс Линдблом/Воллбек находился в ещё начальной стадии своего формирования.
Так что VACUUM периода 1999 года дал нам
2 новые песни - Tears и My Melting Mood. Но главное, что сразу же после ухода Александра на группу свалились проблемы со Стокгольм Рекордз.
Глава 8. VACUUM без Стокгольм Рекордз (или чёрная страница номер 2)
Без сомнения, Стокгольм Рекордз быстро осознала тот факт, что если VACUUM и популярен, то в более всего в Восточной Европе, где
по причине аудио пиратства нормальная рекорд-компания не может получить большие деньги. Наверное, поэтому VACUUM назвали неперспективной с точки зрения вложения денег группой, и контракт между Стокгольм Рекордз и VACUUMом был расторгнут. Обещанный "шведский" релиз альбома "Seance At The Chaebol", громко названный "Culture Of Night", в то время продюссировался совершенно разными компаниями (Epicentre, Cheiron, Sony), и, наконец, был выпущен в России. Может быть, смена компаний оказала своё влияние на то, что в альбом вошли всего лишь
2 ремэйка, перезаписанный Icaros и 2 новые песни, одна из которых, My Melting
Mood, принадлежала набиравшему обороты альянсу Линдблом/Воллбек.
Глава 9. VACUUM
периода полураспада (или чёрная страница номер
3)
Однако без хорошей рекламной кампании альбом "Culture Of Night" не имел большого успеха, и, как результат, у VACUUMа не оказалось ни средств, ни веры, для продолжения работы. Так, через
VacuumNet фаны группы получили официальное обращение Маттиаса и Марины с объяснением ситуации:
"Dear friends!
Heard from David, that you are talking about a split of VACUUM. Well, it's true in one sense! We have left Stockholm Records. Why? Well, it's a long, quite boring story, but in short we disagreed on everything. That's a good reason! We are currently working on different projects and we have are not focusing on VACUUM right now except the live-shows. But we want you to know, that we have NOT split up and you will see more of us in the future. We also want to add, that if we had had a record-company, who believed in our ideas and music, we would have continued, but as things turned out we had not. We have enjoyed big-time success in Russia and Marina and I have loved every second of it and we hope to perform live soon again. We will keep in touch with David in everything, that we do, so he will keep on feeding you info.
Live gloriously,
Mattias & Marina + VACUUM crew"
Концертов, обещанных в письме, так и не последовало, зато прокатился слух о сольной карьере Маттиаса
в стиле романтической поп-музыки. Неизвестно, что бы было с VACUUMом в дальнейшем, если бы рекорд-компания, поверившая в группу, не нашлась.
Глава 10. Возрождение VACUUM (или спасибо Сабспейс)
Такой компанией оказалась Subspace Communication. Маттиас и Марина уже знали её, потому что предыдущая Маринина группа "Page" записывала (и записывает) диски там, а также Йохан Мальмгрен (приглашённый музыкант после ухода Алекандра) является артистом этой компании. Так что когда SSC предложила VACUUMу контракт, Маттиас и Марина согласились и стали работать в студии. И уже через некоторое время фаны группы получили абсолютно новый сингл.
Глава 11. Начиная там, где их история закончилась (или 6 мая как персональный праздник для фанов
VACUUM)
6 мая 2002, после 2хлетнего перерыва, вышел новый сингл VACUUM "Starting (Where The Story Ended)". Название сингла говорит, что VACUUM собирается начать новую историю там, где закончилась старая:
с новой рекорд-компанией, новой музыкой, новыми идеями.
И VACUUM действительно начал её как раз там, где закончилась старая, то
есть эта фраза прозвучала ни в коем случае не в переносном смысле. "Culture Of Night", претерпевший и принёсший столько неудач в 1999 году, был перезаписан и наконец-таки выпущен 14 октября 2002 на родине VACUUMа в Швеции и в других скандинавских странах.
И хотя после возрождения группы прошло не так много времени, VACUUM уже успел выступить на нескольких мероприятиях (Gay Pride 2002, Malmo Gig) и на ТВ. Единственное, что настораживает
- на живых выступлениях Маттиас всё чаще появляется с гитаристом (который, по его словам на ТВ4, был тоже назван членом группы), а не с Мариной.
Глава 12. Заключение
Что можно добавить к этой истории? Пока что - ничего, кроме единственной вещи: пожелания VACUUMу не только начать там, где
закончили, но и продолжить там, где они начали
снова. Удачи!